Мать и сын

Предисловие

Слышали ли вы о белорусском местечке Мотель Гродненской области? Скорее всего — нет. А ведь это родина первого Президента Израиля профессора Хаима Вейцмана, родившегося в семье лесосплавщика.

Слышали ли вы о местечке Кричев, Могилевской области? Здесь родился Симха Майер – сын местного раввина, ставший в дальнейшем одним из создателей экономики всего австралийского континента. Он был одним из первых в мире капитала, кто еще два века назад открыл для своих работников бесплатные клиники, школы, дома отдыха…

Знаете ли вы о местечке Бучач на Украине? Там родился Шмуэль Иосеф Агнон — всемирно известный израильский писатель, лауреат Нобелевской премии.

Деревушка Вихватинец в Бессарабии дала миру гения, музыкой которого наслаждалось человечество – Антона Рубинштейна.

Крошечные Двинск и Лихвиц подарили России великого актера, исполнителя роли Короля Лир — Соломона Михоэлса, и не менее великого композитора — Исаака Дунаевского…

В поселке Петровичи на Могилевщине, в семье еврейского мельника, родился знаменитый американский фантаст Айзик Азимов…

В местечке Лиозно, под Витебском, в доме разносчика рыбы, вырос художник Марк Шагал, имя которого записано сегодня во всемирном Пантеоне искусств…

Эти примеры можно удесятерить – Житомир, Бердичев, Бобруйск, Жмеринка, Шепетовка, Могилев, Винница, Гомель, Пинск… Люди искусства, науки, философии… Все они вышли из глухой еврейской провинции – «из черты оседлости». Отсюда начинались корни великого американского композитора Джорджа Гершвина и русского живописца Исаака Левитана. Здесь зарождались умы, влиявшие на формирование интеллектуальных основ ХХ-го века!

Сегодня культура еврейской провинции исчезает. Это не хорошо или плохо – это грустно, так же грустно, как когда исчезает старый родительский дом, где прошло детство, или вырубают чеховский вишневый сад…

Да, скажете вы, все течет, все меняется, такова жизнь.

Это верно. Но не надо забывать, что эта провинция, с её ортодоксальным укладом жизни, с её цадиками, раввинами и консерватизмом, помогла нашему народу – «народу книги» — пройти через века, сохранить веру отцов, и уберегла его от исчезновения…

И еще один штрих. Антисемитизм, как и любой расизм – зло. И, как показало время, глубоко укоренившееся зло, с которым не так-то просто бороться. По крайней мере, борьба окриком или увещеванием здесь слабо работает. Здесь надо нечто другое…

Можно быть уверенным, что ни одному россиянину не придет в голову назвать Александра Сергеевича Пушкина «черномазым», вспомнив его африканские корни, поскольку он является гордостью России, гордостью её культуры. Только дикому человеку может придти в голову назвать Альберта Эйнштейна «жидом», поскольку это равносильно плевку в лицо всему человечеству. Другими словами, лишь достойная память о великих людях любой национальности является лучшим лекарством и защитой от расизма в целом, и антисемитизма в частности.

Можно не сомневаться, что если бы в Чернобыле стоял хотя бы маленький бюст, напоминающий, что здесь, в семье еврейского извозчика, вырос русский богатырь — первый советский чемпион мира по тяжелой атлетике – Григорий Новак, то среди мальчишек этого города антисемитов было бы во много раз меньше, а чемпионов больше…

Таких примеров можно привести сотни. Наша история богата ими. Незабвение своих национальных корней и увековеченье памяти достойных соотечественников через музеи, искусство, литературу – это тот путь, над которым следовало бы задуматься тем, кто всерьез ставит перед собой задачу борьбы с расизмом и антисемитизмом…

Пока еще во многих районах, бывшей «черты оседлости» сохранилась память о наших великих соотечественниках. Но время неумолимо, оно хоронит всё. Наш долг – не дать этому пропасть. Не только сохранить память, но и донести её до широкого круга людей, ибо имена наших великих соотечественников долго замалчивались, или – более того – отнимались у нас, приписывая им чужие биографии. Так, например, жители села Хотино Витебской области до сих пор так и не знают к какому роду-племени принадлежит их земляк, герой страны, генерал Лев Михайлович Доватор, и уверены, что «жидом он не был…»

Под «сохранением памяти» мы имеем в виду создание в этих местах мемориальных уголков, музеев, памятников – то есть информационного поля. Оно не должно быть грандиозными, но оно должно быть…

…Надеюсь, что предлагаемые читателю страницы этой книги выполняют поставленную задачу. Они принадлежат нескольким поколениям одной семьи – матери и сыну, каждый из которых отражает свое время. Это документальная проза, в частности и о тех временах, когда жизнь еврейской провинции уже вышла за рамки «черты оседлости», но еще сохраняла ее колорит. Именно в это время из глухих еврейских местечек хлынул мощнейший поток еврейских интеллектуалов, внесших огромный вклад в творческую жизнь России ХХ века.

Я смотрю на написанные страницы, как на заметки на полях жизни. Мы оставляем их себе на память, ибо без прошлого нет будущего, а прошлое – это память…

Москва, 20 июня 2008 г.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s